
Чтобы решить проблемы переплаты за услуги ЖКХ, ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который сейчас проходит согласование в правительстве.
Товарищества жулья
Та сумма, которая в вашей коммунальной платежке указывается в окошке «Итого», складывается из двух частей: тарифов и ставок, поясняет эксперт.
Если тарифы — величина, определяемая на региональном уровне, и с ней вы ничего сделать не сможете, не проводя социалистическую революцию, то в том, что касается ставок, бал правят органы местного самоуправления, управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ), и прочие организации, непосредственно обслуживающие жилой фонд.
В отличие от тарифов, ставки не регулируются никакими нормативами и целиком отданы на откуп обслуживающим структурам. При этом предполагается, что оплата коммунальных услуг должна полностью покрывать расходы УК и приносить некую прибыль, делающую существование «управдомов» экономически целесообразным.
Как делают деньги из воздуха, а также воды и тепла
Упрощенно говоря, ставки по коммунальным услугам (отопление, вывоз ТБО, нормы расходования газа и т. д.) управляющие компании вычисляют, исходя из нормативов потребления на одного жильца.
Объем таких услуг определяется либо исходя из показаний измерительных приборов, либо — где их нет — по какому-то усредненному уровню.
И это — клондайк для управляющих компаний, потому что норматив потребления они могут установить любой, какой подскажет им фантазия и жадность, говорит эксперт.
Сотрудники пермской управляющей компании «Свой дом» выставили одному из жителей счет за оказанные в феврале 2019 года коммунальные услуги в размере двух миллионов рублей, ошибочно «прописав» в помещении 4000 человек. Собственнику квартиры принесены извинения и «произведена корректировка начислений».
Там, где установлены счетчики, и потребители коммунальных услуг стараются экономить, там поставщики этих услуг беззастенчиво завышают стоимость кубометра воды, килокалории тепла, и тонны мусора.
Там, где счетчиков нет, устанавливается «усредненный» норматив, плата за который идет с надбавкой в 50% — фактически, просто за факт отсутствия счетчиков (и как стимул для жильцов к установке таковых).
Глава ФАС Игорь Артемьев указал как раз на это, когда завил, что в соседних деревнях стоимость услуги водоснабжения может отличаться в 50 раз.
Бумажный потолок
На самом деле, полет фантазий управляющий компаний и поставщиков ЖКУ ограничен определенным потолком, который устанавливается на региональном уровне.
Но существует этот потолок почти повсеместно только на бумаге. Потому что подавляющее большинство домохозяйств не имеют доступа к информации о том, какой объем услуг им на самом деле предоставляется, говорит Юнисова.
Да, всё гениальное просто: поставщики и менеджеры услуг ЖКХ пользуются тем, что в обычных многоквартирных домах их жильцы не имеют физического доступа к общедомовым приборам учета. Эти приборы установлены либо в техподвалах, либо в мансардах, и подход к ним преграждают металлические двери, часто опечатанные полосками бумаги с печатью УК.
Жильцы многоквартирных домов могут контролировать показания этих приборов — и, соответственно, справедливости начисляемой им оплаты за ЖКУ — только если в подъезде установлена система «Умный дом», которая в режиме реального времени показывает объемы потребления воды, тепла, электроэнергии каждой подключенной к системе квартиры.
Но такие случаи единичны. Чтобы дом стал умным, надо, чтобы таковыми сперва стали все, в нем проживающие.
Золотой ключик и тайная комната
«Стать умными» — то есть пресечь возможность УК наживаться на неосведомленности жильцов — все российские квартировладельцы и квартиросъемщики могут в любой момент.
Для этого нужна самая малость — сорганизоваться хотя бы в масштабе своего подъезда (если это тяжело сделать в масштабе дома, в котором 16 подъездов), советует Юнисова.
Жильцы подъезда должны написать заявление в свою УК с просьбой (требованием, мольбой) предоставить свободный доступ к «тайным комнатам», где установлены общедомовые приборы учета. Такой доступ технически осуществляется тем, что каждый собственник квартиры в этом подъезде получает ключик от заветной дверцы в подвал или в мансарду, куда может зайти в любое время (как правило, это время будет совпадать с датой получения очередного счета на квартплату).
Отказать управляющая компания не имеет права, если таковой будет решение общего собрания жильцов. А ключик от тайной комнаты может оказаться золотым в почти буквальном смысле этого слова, говорит эксперт.
С очень большой долей вероятности (и не меньшим удивлением) жильцы выяснят, что объемы поставляемых им ЖКУ, указанных в «жировках», сильно отличаются от тех, которые зафиксированы на приборах учета. Причем — surprise, surprise! — в пользу УК.
Как подвести УК под УК
Поэтому то, как УК отреагирует на требование жильцов открыть доступ к таким приборам, является само по себе индикатором честности или нечестности данной компании.
Если УК под любыми предлогами постарается отказать жильцам в доступе (ссылаясь на безопасность, коммерческую тайну, указание высшего начальства и т. д.) — это верный знак того, что компании есть что скрывать.
В феврале 2019 года один из жителей Соликамска зашел в свой личный кабинет на сайте ресурсопоставляющей компании и обнаружил, что на нем числится долг в 17 млн рублей. Сотрудники компании объяснили ошибку сбоем в работе программы,
Если жильцы будут настойчивыми, то тут возможны два варианта развития событий, предсказывает Юнисова.
Первый: понимая, что дело пахнет керосином, поставщики ЖКУ могут добровольно пересчитать суммы, начисленные «по ошибке» за все годы существования этой управляющей компании, и либо вернуть жильцам 50% от этих сумм наличными, либо отнести их в графу «переплата» (то есть, по сути, взять у жильцов на эту сумму кредит и погашать его за счет ежемесячной оплаты своих же счетов за ЖКУ). Именно так поступили в пермской УК «Свой дом», упомянутой выше.
Второй: если компания будет упорствовать (что, как сказано выше, служит верным симптомом того, что за присвоенные деньги жильцов можно получить реальный срок), жильцам надо подавать коллективный иск в суд. Юнисова прогнозирует, что такой иск будет удоволетворен с почти стопроцентной вероятностью, а дальше — см. пункт 1.