
Россияне потратили в 2018 году 50,75 трлн рублей на конечное потребление. Объём трат увеличился за год на 5,4% в абсолютном выражении. Несмотря на это вклад данного показателя в экономику снизился в прошлом году на 3,1 процентного пункта — до 49,1%. Негативная динамика коснулась также расходов на госуправление, валового накопления основного капитала и запасов.
«Снижение веса конечного потребления в ВВП было обусловлено существенным ростом чистого экспорта, его рост был опережающим при стагнации импорта во втором полугодии. Это структурное изменение выглядит нормальным», — убеждён Попов.
Сам рост потребления не выглядит иррационально, добавляет аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Дело в том, что по статистике, реальные располагаемые доходы в 2018 году прибавили 0,3%, оборот торговли в реальных ценах — 2,6%, а услуг — 2,5%. По всей видимости, разницу компенсировали заимствования, рассуждает эксперт. Драйвером роста заимствований стало снижение процентных ставок, поясняет он.
Рост конечного потребления домохозяйств в условиях затянувшейся стагнации реальных располагаемых доходов объясняется бумом розничного кредитования, солидарен Денис Попов из Промсвязьбанка. Реальные располагаемые доходы — это разница между денежными доходами — зарпалаты, пенсии и т. д. и обязательными выплатами — налоги, проценты по кредитам, страховые выплаты и т. д. Таким образом, увеличение процентных выплат по кредитам нивелировало эффект от повышения реальных зарплат — плюс 6,85% за 2018 год.
Вместе с тем, из-за слабого рубля и жёсткой монетарной политики ЦБ доля расходов на потребление в структуре ВВП снижается, добавляет Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер». В ближайшие годы темпы роста конечного потребления могут отставать от скорости увеличения ВВП ввиду формирования инвестиционной модели экономического роста — доля инвестиций в структуре ВВП будет расти, прогнозирует Денис Попов.
Рост доли расходов на потребление возможен после перехода Центробанка к нейтральной монетарной политике, добавляет Тимур Нигматуллин.
Читайте также