
Уже через год в Подмосковье будут запущены московские центральные диаметры — МЦД. Звучит вроде бы нелогично — почему московские, а в области? Но противоречие здесь кажущееся: инфраструктура действительно предусмотрена столичного уровня. С одной стороны, диаметры, конечно, дублируют уже существующие железнодорожные маршруты. С другой — все-таки обещают жителям Подмосковья принципиально новое качество жизни, ведь, по сути, пассажиры получат аналог собственного метро, которое будет ходить с интервалом раз в пять-шесть минут до часа ночи.
Обычно улучшение транспортной доступности сказывается и на локальных рынках недвижимости. Так было при запуске Московского центрального кольца, при открытии станций метро в отдаленных от сети подземки районах столицы, при открытии метро в Реутове и Котельниках. Ждать ли роста цен в городах, через которые пройдут первые маршруты МЦД?
«Многие квартиры в новостройках области стоят не проданные годами», — подчеркивает Литинецкая.
«Открытие новых железнодорожных платформ или станций метро в Подмосковье влияет, скорее, на рост спроса, кроме того, могут увеличиться темпы строительства новых объектов по этому же направлению. Что же касается цен, то на первичном рынке недвижимости столичного региона объем предложения на данный момент значительно превышает спрос, и вряд ли кто-то из застройщиков согласится задирать цены на новое жилье в такой ситуации», — уверен и Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость».
«Но все равно мы наблюдаем, что открытие производит психологический эффект, особенно когда речь идет о тех населенных пунктах, где транспортная доступность была не лучшей», — отмечает Ольга Тихонова, руководитель офиса «На Фрунзенской», «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», добавляя, что в маленьких населенных пунктах на маршруте МЦД рост цен на жилье может и превысить пятипроцентный уровень. «Вторичка», по словам Владимира Каширцева, генерального директора компании «Азбука Жилья», может подорожать и на 5-7 процентов, но ближе к самому запуску. Впрочем, как подчеркивает Дмитрий Таганов, чаще всего собственники жилья затем умеряют аппетиты, поскольку охотников скупать подорожавшее жилье находится не так много. Примерно в трех четвертях случаев сделки заключаются с дисконтом в те же пять процентов, отмечает эксперт.
На каком уровне цены находятся сейчас?
«На январь 2019-го средняя стоимость квадратного метра в ближайшем Подмосковье (Одинцово, Химки, Красногорск) составляет 90-100 тысяч рублей, в более дальнем (Железнодорожный, Жуковский, Солнечногорск) — 60-80 тысяч», — рассказывает Мария Литинецкая.
Если же цель — максимальная экономия, выбирать придется из наиболее удаленных от станций новостроек, которые, увы, не так сильно выгадают от запуска диаметров. Зато и цены совсем не московские. По статистике bnMAP.pro, самая дешевая квартира в новостройках Лобни стоит порядка 804 тысяч рублей (ЖК «Аккорд»), Красногорска — 505 тысяч (ЖК «Малина»), Долгопрудного — 952 тысячи рублей (ЖК «Бригантина»), Подольска — 608 тысяч рублей (ЖК «Эстет»). И только в Лобне таких вариантов нет — самая дешевая квартира в городе реализуется за 2,2 миллиона (ЖК «Лобня Сити»).
Интерес к жилью в городах по маршруту МЦД1 и МЦД2 был заметен еще в 2018-м, говорят застройщики. О росте спроса на новостройки в этих локациях «Ленте.ру» рассказали, в частности, в ГК «Атлант», ФСК «Лидер» и ДСК-1. «Мы ожидаем сохранения растущего спроса на жилье в городах, через которые пройдут ветки МЦД, прежде всего со стороны жителей соседних и более отдаленных населенных пунктов», — делится прогнозом генеральный директор ГК «Атлант» Роман Лябихов, добавив, впрочем, что это влияет скорее не на цены в уже заявленных проектах, а на привлекательность локаций для строительства новых ЖК. «Поэтому в среднесрочной перспективе мы ожидаем увеличение объема предложения новостроек в тех городах области, через которые пройдут диаметры, а также активного развития сопутствующей социальной и коммерческой инфраструктуры», — отмечает эксперт.
«Очевидно, что покупательский спрос будет направлен на такие локации, поэтому вполне возможна дальнейшая активизация нового строительства на данных территориях, — соглашается коммерческий директор ФСК «Лидер» Ольга Тумайкина. — Запуск МЦД может дать толчок развитию прилегающих территорий и в части качественных характеристик строящегося жилья». «Возможно, именно за счет развития МЦД рынок недвижимости Подмосковья сможет вернуть себе часть спроса, который в последние несколько лет стягивает на себя Москва», — считает и Ирина Доброхотова.
Получается, что скорое появление собственного наземного метро в подмосковных городах приведет не к росту цен, а, скорее, к увеличению предложения, причем с повышением качества и даже классности новых ЖК. Это не лучшая новость для инвесторов, но хорошая — для тех, кто задумался о первом жилье в московском регионе.