
«Законопроект предусматривает совершенствование механизмов принятия решений об отказе от заключения договоров банковского счета (вклада), о расторжении договоров банковского счета (вклада) и об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами и иным имуществом», — говорилось в пояснительной записке к документу.
В министерстве предлагают блокировать счета клиентов только при одновременном наличии двух оснований: во-первых, подозрения в незаконности операций клиента должны возникнуть несколько раз в течение года, во-вторых, у банка должны иметься не только подозрения, но и некие конкретные данные о том, что транзакции клиента носят незаконный характер.
В пресс-службе Минфина «Газете.Ru» уточнили, что законопроект находится на публичном обсуждении, ознакомиться с ним можно на портале regulation.gov.ru. В ведомстве отметили, что законопроект разработан с целью защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций, как юридических, так и физических лиц.
«Банки часто блокируют счета клиентов без объяснения причин и, таким образом, наносят вред их хозяйственной деятельности. В результате реализации правил внутреннего контроля у работников банка, осуществляющего операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов, полученных преступным путем», — отметили в пресс-службе. — Законопроект же предусматривает совершенствование механизмов принятия решений об отказе от заключения договоров банковского счета, о расторжении договоров банковского счета и об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами и иным имуществом».
Опасения банкиров не беспочвенны. Если посмотреть на пресс-релизы регулятора, то самое частое объяснение, почему ЦБ отзывает лицензию у банка, — это неисполнение требований закона о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма.
Иными словами, если через банк проходят многочисленные переводы клиентов на большие суммы на счета так называемых «компаний — однодневок», которые потом обналичивают эти средства, он может лишиться лицензии.
«Клиентов блокируют и включают в так называемые «черные списки», ставя фактически клеймо «неблагонадежен», от которого в дальнейшем сложно избавиться», — поясняет генеральный директор компании «Лазарчук и Партнеры» Виталий Лазарчук.
Банк России регулярно обновляет список неблагонадежных клиентов и рассылает его в банки. Порой даже небольшой платеж на сомнительного, с точки зрения банка, контрагента ставит под сомнение существование целого бизнеса, так как после включения в банковский черный список компания больше нигде не может открыть счет и проводить операции.
При этом в апреле произошла утечка и данные о 120 тысяч клиентов банков из этого «черного списка» были опубликованы в сети.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты тогда отмечали, что у фигурантов этого списка могут возникнуть проблемы даже при устройстве на работу.
Сейчас нередко возникают ситуации, когда банки толкуют рекомендательные документы ЦБ с наиболее строгих, «запретительных» позиций, резюмирует Тобар. И даже когда регулятор смягчает свои нормативы, банки их не воспринимают, а ждут, когда ЦБ разберет типичные ситуации с примерами, отмечает он.
При малейшем подозрении на сомнительную операцию банки активно засыпают компанию множеством требований, ставя минимальные сроки исполнения в 1-2 дня, а в случае непредставления документов или нарушения сроков на ответ блокируют счета и буквально выгоняют из банка,
«В некоторых крупных компаниях уже созданы целые отделы по подготовке ответов на запросы банков и налоговых органов», — констатирует юрист.
По словам экспертов, принимаемые сейчас меры по борьбе со слишком жестким регулированием неэффективны. Так, ЦБ совместно в Росфинмониторингом создал комиссию по жалобам клиентов на неправомерные действия банков. Ее цель в предотвращении неправомерных блокировок и запросов со стороны банков. «Однако ничего не изменилось, так как эта комиссия и банки работают под единым контролем ЦБ. В итоге блокировок стало больше, запросы стали отправляться чаще, вырос и объем запрашиваемых документов», — добавляет Лазарчук.
Ни один банк на сегодняшний день не был серьезно наказан за свою деятельность, связанную с борьбой с сомнительными платежами, добавляет эксперт.
Между тем, по словам юриста практики имущественных и обязательственных отношений «Амулекс» Марины Филиппова, поправки Минфина, ограничивающие право банков блокировать операции клиентов на основании одних только подозрений, должны сократить общее количество таких блокировок и снизить риск попадания в так называемый «черный список».
Закрепление в законе обязанности банка разъяснять причины отказа, а, главное, установление сроков для такого ответа упростит коммуникацию клиента с банком, считает эксперт.
Читайте также